Рассказов о них хватает на просторах всего Интернета. Я даже иногда в разные годы напирался на сайты, где всевозможные 12-13 летние парнишки со стажем рисования в полгода и тройкой с минусом по русскому языку писали какие-то отчёты о красках, где в основном делали упор на свои предпочтения, а не на реальные свойства красок и баллончиков. А предпочитали и нахваливали такие люди то, что на тот момент было по-моднее и по-известнее. Ни в коем случае не собираюсь в чём-то обвинять данных публицистов, даже скажу им всем спасибо за креатив и открытость мысли. Но всё же, делать описания продукции, исходя из факторов известности и пропиаренности бренда, под которым она производится, глуповато. Хотя, каждому своё!

Пришёл и мой черёд написать подобную статейку. Правда, написать про свойства всех нынешних популярных граффити-красок, для меня не представляет особого интереса, да и вы сами примерно всё уже знаете и можете выбрать баллончик себе по вкусу и по карману. Я сейчас расскажу немного о другом, а именно о марках, свойствах и типах граффити-красок; но не сегодняшних, а тех, которыми все рисовали в первой половине 2000-х. Мне кажется, это будет интересно и старой волне уличных художников, и молодому поколению. Старая волна вспомнит всю романтику рисования в то время и хотя бы на пару минут окунётся в положительные ностальгические воспоминания о своей творческой карьере в те годы, а для новичков это будет интересный и информативный рассказ, после которого они смогут похвастаться тем, что что-то знают о прошлом аэрозольных красок.

Итак, мы плавно переходим к основной части рассказа. Сегодня 13 ноября 2013 года. Давайте временно забудем об этом. Просто поменяем единичку в годе на нолик, и окунёмся в 13 ноября 2003 года. Рубеж 2003 и 2004 годов. В конце 2003 года я стал обращать внимание на граффити, ну а в конце 2004 уже сам порисовывал и фотографировал, хотя делал это как тойчик. Вот представьте себе, что сейчас 13 ноября 2003 года в Санкт-Петербурге, вы идёте на районный хоф порисовать, но у вас нет красок. Вы взяли деньги и решили купить себе несколько баллонов для того, чтобы нарисовать свой кусок где-нибудь на гаражной стене, где рисуют другие райтеры. Что же вы будете брать, чем собственно порисуете? А пустые баллончики каких марок вам встретятся на месте рисования? На эти вопросы я скоро дам развёрнутый ответ. Скажу так: думать о том, что 10 лет назад граффити-индустрия в мире и граффити-сцена в Санкт-Петербурге не были развиты-глупо и неверно. Но думать о том, что за эти 10 лет ничего не изменилось на рынке граффити-продукции, ещё глупее. Изменилось очень многое, многое поменялось к лучшему, однако многие положительные факторы тех лет окончательно потеряны сегодня. Давайте ближе к теме. Начинается обзор граффити-продукции, популярной в Санкт-Петербурге в первой половине 2000-х. Для удобства, я напишу всё дальнейшее по пунктам. Так и мне легче излагать свои мысли, и вам проще читать. Каждый пункт будет посвящён одной определённой марке краски. А всего их будет 10, 10 самых популярных граффити-баллончиков в Санкт-Петербурге начала 2000-х! 

1. ABRO SPRAY PAINT, она же просто «ABRO», на сленге-«Абруха», «Абрушка», «Обрушка», «Абра». Это самая популярная аэрозольная краска конца 1990-х и начала 2000-х во всей России. Я даже скажу больше: встречал людей, которые считают, что всё граффити в России в то время рисовали только этой краской. Можно с уверенностью сказать, что с 1999 по 2005 в Питере проходила «эра абры». Баллончики этой марки можно было встретить в большом количестве во дворах, вдоль стен с граффити, почти в каждом месте, где рисовали. Банки «абры» попали в тысячи фотографий граффити тех лет и десятки видеофильмов о граффити. Почти каждый начинал рисовать именно этой краской. В то время, наверное, не было в городе райтера, который не знал бы об этой краске. Самый ходовой материал, популярнейшая краска тех лет. Моя первая банка-тоже именно «Абро», и вторая, и третья, и пятая, и десятая, и многих моих товарищей по сцене тоже. В чём же был секрет такой популярности этой краски? Очень во многом. Во-первых, эта краска имела в своей палитре много интересных и эксклюзивных цветов. Во-вторых, она легко наносилась на многие поверхности и обладала отличной стойкостью. Не выцветала, не облезала даже с кирпича. В третьих, это была первая аэрозольная краска, которая обрела популярность в стране благодаря своим свойствам. Почти все краски, использовавшиеся в стране до появления «Абро» во многом уступали ей по качеству. В четвёртых, именно эта краска была завезена во многие строительные магазины: в каждом районе имелось 5-10 магазинов, где продавали «Абро», да и цена за неё в то время не кусалась-от 45 до 100 рублей за баллончик. А у официального дилера и распространителя этой краски в Санкт-Петербурге-НТТК «Крепость»-частенько устраивали акции с огромными скидками при покупке «Абры» мелким оптом, да и рисовать там было где и было разрешено почти легально. И наконец, динамичный дизайн баллона, на котором изображён футболист среди полосок разных цветов, сделали «Абру» привлекательной для молодых граффитистов тех лет. Помимо обычной версии оформления «Абры», в 2003-2005 годах была ещё коллекционная версия, на баллонах которой была изображена разноцветная гоночная машина-трансформер в стиле, похожем на граффити конца 1990-х на розово-сиреневом фоне. Иметь такую банку в своей коллекции считалось признаком уважения райтера к культуре граффити в то время. Эти банки были немногочисленны, продавались только в местах, где много и давно продавали банки «Абро» и снялись с производства после 2004. Более пяти лет краска «Абро» была на первом месте и заметно обгоняла все другие марки по своему обороту. Что же касается самой краски, это была своеобразная краска: немного жидковатая, со своеобразным запахом краски с нотками ацетона и бензина, имеющая отличную кроющую способность, порой такую, что краски других марок не могли покрыть надпись, сделанную «Аброй»; «Абра» висела стойко на стенах и часто проявлялась под слоем баффа. Качество краски зависело от цвета. Самым популярным считался абро хром. Блестящий и несмываемый хром с превосходной кроющей способностью сразу стал самым популярным хромом для бомбинга. Также была линия пастельных оттенков: нежно-голубой, нежно-сиреневый, нежно-розовый и бежевый-краски этой линии были гуще остальных и имели очень оригинальные оттенки и хорошую кроющую способность. Краски обычных оттенков были более жидкими и менее качественными. Белый отличался глянцевостью, в сочетании с тонким стандартным кэпом им удобно было делать блики. А вот чёрный абро многие не любили-было 2 чёрных-матовый и глянцевый. Матовый смотрелся как сажа, а глянцевый был жидким и давал потёки. Краска производилась в США. Изначально «Абро» выпускали в баллонах интересной формы, разработанной задолго до появления «Абры» в США, у баллонов были квадратный верх и очень маленький кэп. Затем, в конце 2004 года, баллоны поменяли: форма банки стала более круглой, а кэп заменили на обычный-такой, какой он используется и сейчас. В 2010 году произошла очередная эволюция банки «Абро»-верх баллонов сделали абсолютно круглым, без кантов, кэп не изменили. В таком виде «Абро» существует и сегодня. Краска выпускается, продаётся по всей стране. Сама краска, по мнению многих, стала жиже той, которая была в то время, и ниже по качеству. Но палитра, основа, запах и общий дизайн «Абро» не изменились. У меня на районе сейчас «Абро» продаётся в большом количестве в строительном гипермаркете «К-РАУТА» на Шуваловском проспекте, там, где кончается Комендантский проспект, цена за банку сейчас выросла до 130 рублей. Правда, сейчас эта краска не популярна и пользуется спросом среди граффитчиков только или у новичков, которые наткнулись на «Абро», но не в курсе про другие марки красок, или у романтиков первой волны («рисовали аброй, и будем делать только ею».). Однако, тот вклад в историю русского граффити, который был вложен краской «Абро», думаю пока ещё ни одна другая краска не превзошла и в ближайшее время вряд ли превзойдёт. Вот так американский ABRO SPRAY PAINT от Abro Industries Inc., изначально предназначавшийся для окраски автомобилей и обычных внутренних и наружных малярных работ и не считавшийся профессиональной краской для граффити, стал легендой граффити-индустрии во всём мире.

2. MAR-HYDE FIESTA SPRAY PAINT, или же просто-«Фиеста». Тоже оригинальный баллончик тех лет, не предназначавшийся для граффити, но пользовавшийся популярностью у рисующих. Сделан также в США, на Bondo Mar-Hyde Corporation. Встречал разные мнения об этой краске, в основном-отрицательные. Но сколько людей, столько и мнений. Сам ей пару раз тегал, много раз находил на хофах и видел, как рисовали этой краской. Что же можно сказать о ней? Для многих это был аналог «Абры». Популярность «Абры» настигла многих, и другие производители в США хотели сделать свой достойный её аналог и выпускали свои аэрозольные краски для их экспорта в Россию. В самой США первое место у граффитчиков тогда занимал известный во всём мире американский «KRYLON», но в Россию он не завозился. А завозились аналоги «Абры» от небольших американских компаний по производству красок и автохимии, одним из которых и была «Фиеста». По форме баллонов «Фиеста» не отличалась от первой версии «Абро», по запаху и основе краски тоже, да и кэп был тоже очень маленький. Но «Фиеста» уступала «Абре» по качеству: это была очень жидкая краска, с большим количеством растворителей и совсем небольшим количеством пигментов. Краска давала потёки, не покрывала многие другие краски и сильно впитывалась в незагрунтованные бетонные стены. Но у неё были и свои плюсы, одним из которых был кэп. Он был внешне очень похож на первый кэп от «Абро», прекрасно подходил на банки «Абро», но по свойствам совсем другой. У «Абры» были белые, а иногда красные маленькие кэпы, у «Фиесты»-чёрные. Кэп «Фиесты» был очень тонким, выдавал тончайшие и при этом довольно чёткие линии. Я видел эту краску у многих любителей теггинга на районе, тегать ей было реально удобно, можно было поставить тонкий и стайловый тег на небольшой стеночке. У райтеров пользовался популярностью кэп «Фиесты» на банке «Абро»-он выдавал свои тонкие линии «Абрухой», в итоге можно было отлично отрисовывать мелкие детали густой аброй с тонким фиестовским кэпом. По оформлению баллончик «Фиесты» уступал абре, но примитивным точно не был. Банки были белые, наверху был изображён логотип «Mar-Hyde», в середине банки было написано «Fiesta» прописным шрифтом, жёлтым цветом на голубом фоне, голубой фон потом сменяла серая толстая полоска, и по всему баллончику были нарисованы прямоугольники неправильных форм красного, жёлтого и зелёного цветов, расположенные абсолютно хаотично. Интересный дизайн, примитивный, но стильный. Я никогда не видел эту краску в продаже, однако видел немало банок «Фиесты» у кусков и у райтеров. Говорят, что эту краску можно было приобрести во многих обычных строительных магазинах, где продавали фасадные краски, но в моём районе она реально не продавалась. Последний раз я видел банку «Фиесты» в 2006, в период с 2006 по 2010 я не видел ни одной подобной банки, хотя часто гулял и фотографировал на хофах и посетил десятки магазинов строительных товаров. В 2010 я в одной заброшке наткнулся на ржавую и проколотую банку «FESTA +», сейчас немного жалею, что всё-таки не сохранил её себе, а вырезал логотип «FESTA+» и отдал его одному отличному товарищу, поклоннику олдскула и коллекционеру. Дизайн «Фесты плюс» был почти идентичен дизайну «Фиесты», только вместо «Fiesta» там было написано «Festa+», вместо логотипа «Mar-Hyde» в верхней части баллона было написано слово «PAINT», а производителем вместо Bondo Mar-Hyde Corporation было указано «America-Europe International Inc.». Видно было сразу, что это подделка «Фиесты» от непонятного производителя. Многие райтеры в то время рассказывали, что была поддельная «Фиеста», которая от настоящей отличалось тем, что баллоны были заполнены не полностью, а цвета были ну очень не привлекающие. Видимо они и говорили про «Фесту плюс». Что же касается настоящей «Фиесты», то любимыми цветами для многих в её гамме были тёмно-синий и бледно-жёлтый. Тёмно-синий был довольно-таки густым и неплохо подходил для тегов и флопов, а бледно-жёлтым любили заливать куски, этот оттенок встречается во многих работах русского граффити того времени. Обоих оттенков не было в палитре «Абры». Сегодня про краску «Fiesta» в курсе только те, кто рисовал в то время или те, кто увлекается историей граффити. После 2005 года её производство прекратилось. Американский концерн «Bondo Mar-Hyde Corporation» тогда переименовался просто в «Bondo Corporation» и стал выпускать автохимию и автокосметику под маркой «Bondo», производство аэрозольных красок практически прекратилось. Что же касается вклада «Фиесты» в граффити Санкт-Петербурга-благодаря низкой цене и неплохому кэпу эта краска стала частью оборудования райтеров тех лет, естественно догнать «Абро» она не смогла, но внесла свою роль. Под натиском других компаний эта краска сдала все свои позиции другим брендам и стала частью истории граффити.

Это первая часть рассказа, продолжение следует!

Ловите кадры в тему:

1. ABRO SPRAY PAINT, первая версия баллона, конец 1990-х.
2. ABRO SPRAY PAINT, первая русифицированная версия баллона+коллекционный вариант оформления, 2003.
3. ABRO SPRAY PAINT, коллекционный вариант оформления, 2003.
4. ABRO SPRAY PAINT, первая версия баллона+ABRO SABOTAGE, новая версия баллона, 2006.
5. MAR-HYDE FIESTA SPRAY PAINT, оригинальный вариант баллона.

Материал взят со страницы автора  ЁNSICK