Всем доброй ночи, отличного самочувствия и прекрасного настроения! Сегодня я продолжу свой рассказ о красках для рисования граффити, популярных в нашем городе в первой половине двухтысячных. Мы в прошлый раз остановились на рассказе об американских баллончиках «Fiesta» от Bondo Mar-Hyde Corporation, которые выпускались с конца 1990-х по начало 2000-х в США и были популярны у райтеров Санкт-Петербурга в 2002-2005 годах. Сегодня будет рассказ ещё о двух марках аэрозольных красок, которые пользовались популярностью у петербургских уличных художников в те же годы и производились также в США.

В США, на самом деле, производились сотни марок аэрозольных красок от разных фирм разного предназначения. Многие из их марок красок были очень похожи друг на друга, как по свойствам и содержанию красок, так и по формам баллона и системам распылителей. Основным брендом считался там «KRYLON», чуть меньшей популярностью там пользовались различные аэрозольные краски авторемонтного и декоративного предназначения от американского концерна «RUST-OLEUM», ну и краска «ABRO» пользовалась популярностью даже там. Другие фирмы стремились сделать что-то похожее на «Крилон», «Раст-олеум» или «Абро», и у них это получалось довольно-таки неплохо. Если честно, я тестировал и «Крилон», и некоторые краски от «Раст-олеум», но это было в конце 2000-х, и по свойствам эти краски тоже мало чем отличаются от краски «Абро». Про «Абро» я рассказал, первые банки «Раст-олеум» я стал встречать в строительных магазинах ближе к концу 2000-х, «Крилон» появился в нашем городе впервые в конце двухтысячных в «Граффити-маркете» на Сенной. Так что, про них рассказа не будет. Продолжу рассказ о красках, которыми все рисовали в начале 2000-х в Питере. Итак, поехали!

3. DAP TOUCH’N’TONE, или же просто «Тач». Ещё одна краска американского производства, которая была завезена в некоторые магазины Петербурга в первой половине 2000-х. По типу баллона и кэпу не отличается от первой версии «Абры». Эта краска никогда не пользовалась особой популярностью, но знали про неё многие в то время. Изначально краска выпускалась в баллонах, на которых не было русского текста, также как и на «Фиесте» и на первых версиях «Абро». Баллон оформлен довольно-таки примитивно, стиль оформления напоминает «Фиесту». Верхняя часть банки оформлена в чёрный цвет, на чёрном фоне логотип «DAP» в виде шпателя. Посередине банки разноцветный кружок, на котором белым цветом написано «Touch’n’tone». Нижняя часть банки чисто белая с чёрным текстом. В 2003 году появилась русифицированная версия баллончика, на котором весь текст был написан по-русски, а к логотипу «DAP» был приписан слоган: «Сделав однажды, сделаешь навсегда». Неплохой девиз, правда, судя по качеству краски, не особо верится в его правдоподобность. На оборотной стороне баллона появилось очень много предупреждений, во много раз больше, чем на банках большинства других марок. Причём, многими предупреждениями производитель реально угрожает и, по мнению некоторых, стремится запугать граффитчиков подобным текстом. Если всё прочитать, можно найти фразы: «Исключить контакт с кожей», «Несоблюдение мер безопасности опасно для здоровья», «Влияет на работу мозга и нервной системы», «Вызывает бессознательное состояние», «Токсично для крови, печени и почек», «Преднамеренное вдыхание паров смертельно», «Смертельно при употреблении внутрь», «Воздействие солнечного света вызывает разрыв баллона» и т.п. В общем, если вдуматься в их предупреждения, то не безопаснее ртути их краска получается, однако в составе только обыкновенные растворители и пигменты. Рисовал пару раз, никаких особых эффектов после рисования не наблюдал, всё также как и с другими красками. Запах краски как у «Абры», кэп стандартный абровский маленький белый, цвета тоже похожи на абровские стандартные. Никаких оригинальных и нежных оттенков нет, палитра скудная и не художественная. Только хром отличный-как абровский, но блестит даже сильнее. А золото не блестит, матовое и жидкое. Эта краска существовала независимо от других производителей и не предназначалась для рисования, поэтому, возможно, она сохранилась и сегодня. После 2003 года ни внешний вид баллона, ни краска ничуть не изменились. Ходили слухи, что делают её после 2003 года в России, а баллоны закупают в США, но данные слухи я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. На банке весь текст написан по-русски, но производитель-DAP Inc., U.S.A. На сайте компании указана Москва в роли дистрибьютора и дилера, но не производителя. Русифицированная версия «Touch’n’tone» доступна для всех, и сейчас по-прежнему производится, а на районе продаётся в строительном гипермаркете «Метрика» на Торфяной дороге и магазинах «Строитель» на проспекте Авиаконструкторов и проспекте Сизова. Правда, цена за неё не самая приятная-примерно 180 рублей за баллон, дороже «Абры». Вклад этой краски в граффити Петербурга не особо велик. В то время она использовалась вместе с «Абро» и «Фиестой», но не была сильно популярна, потому что «Абро» была гораздо дешевле, да и продавалась «Абро» почти в каждом строительном магазине, и палитра «Абры» была интереснее. «Touch’n’tone» можно было приобрести только в некоторых точках по городу. Я, например, не знал ни одной точки с продажей этой краски в то время, однако на хофах такие баллончики встречал. Сейчас же её часто используют поклонники олдскула, а новички иногда её считают «олдовее абрухи», так как в отличие от абрухи, формы баллонов с ней не изменились. Да, она на самом деле во многом схожа с первой версией «Абро», правда не думаю, что для рынка аэрозольных красок России она олдовее. Точно не в курсе, но вряд ли. По крайней мере, когда «Абро» использовали повсеместно и масштабно, порой даже не знали про «Тач». Хотя, сама фирма «DAP», по выложенным данным сайта дилера этой компании, основана ещё в 1865 году, а занимает прочное положение на американском рынке стройтоваров с 1963 года, правда на рынке шпатлёвок и герметиков, так что всё возможно:

http://www.dap.ru/index.php?categoryid=61

http://www.dap.ru/index.php?categoryid=20

Я точно не в курсе, когда впервые была произведена эта краска, знаю только что во второй половине 1990-х на банках «Touch’n’tone» не было логотипа «DAP», а на сами банки вместо окрашивания наклеивались этикетки, подобные этикеткам на банках «Molotow». Однако в самом начале 2000-х банки стали окрашивать, и появился логотип «DAP» в верхней части баллончиков. Возможно, до двухтысячных годов краску выпускала другая фирма, а позже право на её производство передали концерну «DAP». 

4. PRIDE SPRAY PAINT, или же просто «Прайд». Ещё одна краска, которая активно использовалась ещё 7 лет назад, но вообще позабытая сегодня. Своеобразная краска, своеобразная гамма. Баллоны также имели стандартную американскую форму того времени, кэп надевался маленький чёрный, похожий на кэп «Фиесты», но распылял он потолще. Интересное оформление банки-половина банки тёмно-синяя, а другая половина-белая, и красные точки с белом отражением в верхней части баллончика. Посередине-яркая надпись «PRIDE» красным цветом жирными печатными буквами. А в верхней части логотип «PRIDE GROUP». Дизайн баллончика в целом не особо художественный, но точно оригинальный и очень приятный. Краска была похожа на «Абро», в отличие от «Touch’n’tone» на банках не было лютых предупреждений, текст был написан на русском и английском языках, а палитра имела оригинальные оттенки. Но в отличие от «Фиесты», «Прайд» была сравнительно густой и насыщенной краской. Впервые я увидел «Прайд» в начале 2005 у одной будки недалеко от дома, на которой в то время иногда рисовали граффити. А к весне 2005 нашёл и точку с продажей этой краски на районе. Продавалась тогда она на Торфяной дороге, на «Стройбазе Рыбинская». Теперь там строительный гипермаркет «Метрика». Рыбинская стройбаза расширялась и прогрессировала, и так появилась сеть «Метрика» вместо неё. Главное помещение «Стройбазы Рыбинская» сейчас и занимает «Метрика». Так вот, я тогда был поражён ценой на краску «Прайд» в стройбазе-она продавалась за примерно 40 рублей. Точно не помню, на ценнике тогда я увидел то ли 41 рубль, то ли 49 рублей. Получалось, что можно было за одну и ту же сумму взять или 2 банки «Прайда», или банку «Абро». А краска была в продаже 4 цветов: тёмно-синий, похожий на тёмно-синий «Фиесты», нежно-голубой, нежно-сиреневый и бежевый, похожие на нежную линию «Абро». У меня в тот день не было денег, я не собирался идти за краской, а просто зашёл на базу гуляя; а когда я намеренно пошёл за краской через пару недель, её уже не было в продаже. Потом начался ремонт стройбазы, и так появилась «Метрика», в которой уже никакого «Прайда» в продаже не было. На улицах мне периодически попадались банки «Прайда», но нечасто. Так было до 2006 года. Производилась краска в США, была очень похожа на «Абро» по краске и идентична абрухе по колпачкам, кэпам и форме баллонов. Весной 2006 мне попался в руки другой баллон «Pride». По дизайну он не отличался от американского, а вот форма была другая-более грубая и похожая на форму баллонов «Абро», выпускаемых во второй половине 2000-х. Кэп был абсолютно другим, на банке висел не маленький кэп, а похожий на сегодняшний кэп «Pink Fat». Надев маленький кэп от привычного «Прайда», я понял, что он вообще не подходит к этой версии «Прайда». Эта версия «Прайда» имела систему клапана и подходящих кэпов, идентичную «Монтане». Но главной сенсацией для меня был производитель-внизу банки был указан не прежний «Pride Group, U.S.A», а «Прайд-Автохимпром, Московская область, деревня Перепечино». То есть, появился «Прайд» не из родины граффити, а из глухой деревеньки. Место его продажи на районе я сразу нашёл, это оказался открывшийся недавно гипермаркет «О’КЕЙ» на Богатырском, в отделе авто- и стройтоваров там было немало банок такого «Прайда». При первом походе в гипермаркет за продуктами я не упустил возможности приобрести и пару банок этого «Прайда», тем более цена за него была 69 рублей. Цвета в нём сильно различались от американского. Нежных оттенков не было. «Прайд» из Перепечино был тёмно-зелёным, тёмно-синим, ярко-красным, чёрным, белым, серебряным и серым. Возможно, были и другие цвета, но я точно не помню. Я взял тёмно-синий и тёмно-зелёный «Прайд». Тёмно-синий оказался светлее, чем я ожидал, но это был оригинальнейший металлически-синий оттенок. А тёмно-зелёный вообще был цвета скошенной травы. Не упустив возможности, я попробовал остальные цвета. Красный был неплохим, светловатым, но реально ярким. Белый был жидким и быстро кончился. А чёрный был как абро чёрный глянцевый-жидкий и бледноватый. Серебряный мне понравился. Это была густая и вязкая краска, не похожая на абровский хром, а матовая серебряная краска. Она легко покрывалась другими красками, не делала грязных напылений, характерных для большинства аэрозольных серебряных красок, а значит была пригодна для контуров и аутлайнов, тогда как все известные на то время серебряные кэны по сути нужны были для заливки кусков. Летом 2006 в том же О’КЕЕ была распродажа этой краски «Прайд», завезли очень много баллончиков и продавали их примерно за 50 рублей за штуку. Это вызвало большое распространение этой краски у райтеров в то время. Американский «Прайд» больше я не встречал, а вот одноимённой краски с глубинки нашей Родины было очень много. Мне тогда и в голову не могло придти, что уже через полгода этой краски почти не будет, я не сохранил себе ни одной банки «Прайда». После 2006 другие марки красок вытеснили «Прайд» с рынка аэрозолей. В частности, появилась китайская краска «MagicLine», дилеры которой активно её распространяли по Санкт-Петербургу и Москве. В том О’КЕЕ, где ещё недавно продавали «Прайд», завезли вместо него «Мэджик Лайн», а позже, после некоторых случаев масштабного теггинга на здании гипермаркета, краски вообще исчезли из списка товаров в «О’КЕЙ». А в строймагазинах, где тоже иногда был «Прайд» в то время, его стали заменять или на тот же Мэджик Лайн, или на аэрозольную эмаль «KUDO» низкого качества от московского завода «Эльф Филлинг». Того самого «Эльф Филлинга», который после 2010 выпустит популярную сегодня граффити-краску RUSH. Про «Прайд» начнут забывать, будут вспоминать эти кэны не самым добрым словом, не учитывая того, что они за счёт низкой цены, андеграундной цветовой гаммы и всеобщей доступности подарили нам немало хороших кусков. В 2008 году выпуск краски «Прайд» прекратился по понятным причинам, а его создатель-«PRIDE GROUP» занялся торговлей и распространением автохимии разных марок и производством автохимии. С каждым годом эта группа больше превращалась в торгово-финансового дилера автохимии, производство практически прекратилось:

http://www.pride.ru/

Этот бренд краски вошёл в историю граффити Петербурга и был окончательно потерян. В конце 2000-х в Италии появилась другая аэрозольная краска «Pride», авторемонтного назначения, но она не была связана с тем самым «Прайдом», не завозилась на территорию России и не получила большого распространения.

Это вторая часть моего рассказа. Продолжение следует! В дальнейших частях больше не будет рассказов об американских красках, использовавшихся на территории Санкт-Петербурга в качестве красок для граффити. Краски производства США сыграли огромную роль в граффити начала 2000-х, но краски европейских и азиатских производителей тоже использовались райтерами в то время. В дальнейшем я расскажу о том, что же подарили Европа и Азия питерским райтерам в 2000-2005 годах. В частности, третья часть рассказа будет посвящена одному крупнейшему известному европейскому концерну по производству аэрозольной лакокрасочной продукции. А в заключение этого поста, по традиции, кадры в тему:

1. TOUCH’N’TONE, первая версия баллона, конец 1990-х.
2. DAP TOUCH’N’TONE, вторая версия баллона, начало 2000-х.
3. DAP TOUCH’N’TONE, русифицированная версия баллона, появившаяся в 2003 и существующая до сих пор.
4. PRIDE SPRAY PAINT, оригинальная версия баллона производства США, начало 2000-х.

Материал взят со страницы автора  ЁNSICK